Среди читателей блога и учеников возникает масса вопросов по поводу работы с внешними выносными вспышками. Несмотря на то что тема обсуждалась не раз на форумах в Живом Журнале я решил своими словами рассказать читателям о работе с внешними вспышками.
Стробистская тема очень актуальна — весна, хочется вылезти из душных скучных студий, но не у всех есть комплекты мобильного профессионального импульсного света, а фотографировать хочется. (для тех кто не в курсе, стробист — это фотограф, который снимает мобильным светом построенном на базе внешних вспышек)
Существует несколько режимов работы удаленных (выносных) внешних вспышек.
1. Согласованный или автоматический режим работы вспышек.
В этом режиме вспышки обмениваются информацией между камерой и отсекают импульс ровно сколько нужно. Автоматический режим, как будто вспышки стоят на камере. TTL одним словом. Как и положено вспышки делают 2 импульса (первый оценочный, второй основной)
В системе Canon в этом режиме вспышки обмениваются информацией через ИК-сигнал (инфра-красный как в пульте вашего телевизора).
Недостатки: ИК хорошо работает в помещении, за счет отражения от стен. Стоит только выйти на улицу — беда! Отражаться не откуда, и появляются «мертвые зоны» то есть когда вспышка не видит камеру и не срабатывает. На ярком солнце к этому еще добавляется и «ослепление» ик сигнала. Вспышки его не видят даже если находятся рядом с камерой.
Другой недостаток согласованных автоматических систем — стоимость оборудования. Для реализации согласованной работы на камере должна быть установлена ведущая вспышка в режиме MASTER а это может быть только не дешевая топовая вспышка Canon Speedlite 580EX (или старая 550EX), которая к тому же будучи установленной на камеру обычно выключается (не сама вспышка а её световой импульс!), так как вреда от ее света больше чем пользы, либо не очень дешевый и редкий пускатель с хитрым названием ST-E2 (внимание! этот пускатель не работает в студии с импульсными приборами!) Остальные вспышки располагают где необходимо и переводят в режим SLAVE предварительно указав группу (канал) что бы можно было управлять соотношением мощностей разных вспышек.
Преимущества: Вам не нужно замерять освещенность и регулировать мощность вспышек, за вас все сделает автоматика. Вам остается только задать соотношение мощностей между группами вспышек и фотографировать.
2. Несогласованный или ручной режим работы вспышек.
В этом режиме фотоаппарат передает вспышкам только информацию «ПЫХАЙ!» мощность вспышек фотограф выставляет заранее сам в ручном режиме (вспышка в ручной режим M и далее 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/128 от полного импульса).
Замеряется экспозиция на глазок или с помощью флешметра, делается поправка на естественный свет и его влияние, подбирается нужное соотношение. Все в ручную и на усмотрение фотографа.
Этот режим реализуется с помощью специального оборудования. Пускателя на камере и приемника на каждой вспышке.
Обычно по радио-каналу или с помощью обычного ИК-пускателя и световых ловушек (что хуже).
Известные комплекты радио-синхронизации:
Дешевый китайский Cactus — 30$ за комплект, SkyPort Elinchrom — 250$, PocketWizard — 500$ и их аналоги
Синхронизация с помощью световых ловушек хуже, так как срабатывает от чужих вспышек (набежали китайцы с мыльницами) и требует покупки обычного ИК-пускателя и световых ловушек для каждой вспышки (производит компания Поиск-Фото) Для вспышек системы Nikon ловушки покупать не обязательно. Также другие производители вспышек часто встраивают световые ловушки в свои вспышки.
Об этом я писал в своей статье Как сделать мобильную фотостудию
Студийные фотографы, прочитав про этот режим работы, сразу увидят аналогию с работой в фото-студии и все поймут.
Недостатки: много возни с установкой мощности на каждой вспышке и замером экспозиции и возможность получения пересвета или недосвета.
Преимущества: отсутствие мертвых зон и возможных не срабатываний вспышки.
3-й режим работы вспышек я бы назвал смешанным.
появился в связи с началом продаж синхронизаторов RadioPopper, про которые я уже писал в блоге. Radio Popper совмещает в себе преимущества двух перечисленных способов. По сути он является «радио-удлинителем». На ведущую вспышку ставится радио-передатчик, который к тому же ловит ИК-импульсы, кодирует их для передачи по радио-каналу, а на ведомой вспышке стоит приемник, который преобразовывает радио-сигнал в понятные вспышке ИК-импульсы. Таким образом мы избегаем мертвых зон и слепоты и получаем все преимущества автоматического, согласованного режима работы вспышек. Но главное мы можем фотографировать на коротких выдержках в режиме скоростной синхронизации, получая эффект «закат солнца вручную» в яркий день. Правда ценой падения мощности вспышек.
|