В этой статье я расскажу про цветные фильтры для вспышек и поделюсь практическими советами при работе ними.
Немного терминологии. Фотографы часто используют синонимы: цветные фильтры, гели (угадайте причем тут желатин), фолиевые фильтры, светофильтры. Не вдаваясь в детали из чего изготовлены фильтры мы будем говорить лишь о тех, чья задача изменить световой поток от источника. Фильтры на объектив (маркировки вида 81a, 81b, 81C, A2, KR2, 812, 85C и другие) мы в статье рассматривать не будем.
Для чего нужны цветные фильтры?
В первую очередь для получения художественных эффектов, во вторую для коррекции.
Какие цветные фильтры бывают?
Эффектные цветные фильтры
Цель - получить цветовую окраску объекта в кадре. Обычно окрашивается задний план, фон. Каждый производитель считает долгом выпустить свой фильтр с названием Emerald Green или Moroccan Pink и Congo Blue. Немного упрощает ситуацию, что крупных производителей фильтров на слуху всего два ROSCO Filters и Lee Filters в Москве их представляет компания Global Lighting
Корректирующие или компенсационные фильтры
Цель — выровнять цвет переднего и заднего планов при съемке со смешанным светом. О них начинают задумываться фотографы снимающие со светом от разных источников. Фотосъемка репортажей, корпоративов и свадебная съемка в помещении со вспышкой и одновременно с другими лампами обычно характеризуются большой разницей цветовых температур. С корректирующими фильтрами работать немного проще в силу хоть какой-то стандартизации в названиях фильтров: CTO и CTB (расшифровыется как сокращение Color To Orange или Color To Blue) часто после аббревиатуры указывается простая дробь 1/2 1/4 и тд.
Фильтры для студийных приборов и внешних вспышек.
Отличаются по сути размерами и механизмом крепления. Студийные — обычно металлическая или картонная рамка, которая вставляется в специальный адаптер часто совмещенный со шторками «ромашка» (Barn Doors), хотя крепить светофильтры можно как угодно, хоть на прищепку или термостойкий скотч. Для портретов в стиле Esquire я вырезаю кружочек под размер тубуса и закрепляю в узкой части за сотами. В статье держатели для цветных светофильтров я расскажу об интересном варианте крепления на рамку, который позволяет избежать перегрева и подгорания цветных фильтров. Фильтры на внешнюю вспышку крепятся резинкой, липучкой, или вставляются в специальные адаптеры. Фирмы Lumiquest и Rosco выпускают готовые наборы: LumiQuest FXtra и Rosco The Strobist Collection
Работа с фильтрами — высший пилотаж фотографа.
Почему я так считаю? Работа с цветными фильтрами требует большого практического опыта и несмотря на это остается непредсказуемой. Если рассматривать систему источник-фильтр-объект, то количество параметров, которые влияют на результат настолько велико, что прогнозировать результат практически нереально:
- источник: интенсивность источника, цветовая температура источника
- фильтр: цветовая насыщенность, оптическая плотность (темный, светлый), варианты сочетания фильтров (совместного использования)
- объект: расстояние до объекта, светоотражение объекта (яркость) и даже его цвет
Итого 8 параметров из которых 2 (для фильтра) вообще измеряются «в попугаях», а теперь представьте, что все 8 параметров нужно контролировать во время фотосъемки.
Практические советы при работе с цветными фильтрами:
- Старайтесь без особой творческой нужды не окрашивать людей в цвета, вы не Энди Уорхол и вас могут не оценить.
- Избегайте маленьких студий, где модель вынуждена стоять близко к фону.
- Используйте шторки и контролируйте ими световой поток.
- Светлый фон может значительно отражать свет и шанс получить цветной «контровик» на модели тем выше чем ближе модель к фону.
- Не пытайтесь просчитать результат, это практически невозможно! Экспериментируйте. Будьте готовыми к тому, что цветной фильтр будет давать то слишком сильную, то слишком слабую насыщенность цвета и яркость в зависимости от самого фильтра, мощности источника и от расстояния до объекта.
- Помните, что результаты смешивания разных фильтров еще более непредсказуемы.
- Синий и зеленый цвета практически отсутствуют на теле человека, чего не скажешь об одежде и впоследствии их можно «заменить» на другой цвет.
- Не допускайте перегрева цветных фильтров, они могут не выдержать высокой температуры пилотной лампы и тупо сгореть. Старайтесь уменьшить мощность пилотной лампы
- По возможности используйте цветной фон вместо фильтров при съемке в студии, особенно при общих планах (ростовом портрете)
- Избегайте слишком яркого и насыщенного цвета на фон, помните про композицию! Главный объект должен быть акцентирован больше чем фон.
Недавно видел в одной фотошколе как ученики на практике фигачили на правую часть лица модели красным фильтром, зачем они сами не смогли бы объяснить. Кстати 4 года назад я писал о «чудесной» фотосессии Татьяны Арно для журнала Maxim, полюбуйтесь на этот ужас. На мой взгляд комментарии излишни, стоит только взглянуть на этот пример и сразу станет понятно.
Удачных кадров и да пребудет с вами светосила!
|